Когда речь заходит о странах – экспортерах мрамора, пожалуй, в первую очередь на ум приходит Италия. Во вторую, да и в третью вспоминают опять же о ней. И только потом в памяти всплывают Греция, Испания, Германия и другие страны. А что же Россия? К сожалению, сегодня наша страна не может похвастаться лидерскими позициями на рынке природного камня. Виной тому продолжительный период застоя камнедобывающей и обрабатывающей промышленности. Но модернизация оборудования и совершенствование процесса обработки принесли свои плоды. Значительное улучшение качества итоговой продукции и снижение ее себестоимости повысило интерес к российскому мрамору не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
В каких регионах добывают мрамор и как современные технологии позволили увеличить темпы производства, расскажем в этой статье.
Немного истории
Первыми мрамор стали добывать греки еще в 5-4 тыс. до н.э. В том, что именно Греция первой оценила это материал, нет ничего удивительного, ведь страна буквально стоит на мраморе. Здесь сосредоточено большое количество месторождений различных видов этого камня. Древние зодчие и скульпторы по достоинству оценили характеристики мрамора. Пластичность позволяет вырезать из него изделия, отличающиеся тонкостью и плавностью линий. При этом он достаточно прочный, чтобы использоваться в строительстве даже в качестве несущих элементов зданий.
В Средние века основным источником мрамора в мире становится Италия. Именно из карьеров Вероны получали материал для скульптур известные мастера эпохи Возрождения Донателло и Микеланджело. Здесь расположен Каррарский мраморный карьер, камень из которого до сих пор считается одним из лучших в мире.
В Европе разработка месторождений начинается в раннем Средневековье. Это и знаменитый своим черным мрамором карьер в Турне (Бельгия), и красный мрамор Испании, а также фиалковый и желтый Brocatelle, добываемый во Франции. Конечно, это лишь некоторые из сотен месторождений – перечислить все в рамках одной статьи невозможно.
Россия вступила в мраморную гонку значительно позже. Только во второй половине 18 века в Карелии начали добывать этот камень в промышленных масштабах. Между тем потенциал нашей страны огромен: только на Урале насчитывается 20 месторождений, а разрабатывается из них всего лишь 8.
Эволюция технологий добычи мрамора
На протяжении большей части истории технология добычи мрамора практически не менялась. Мраморные блоки раскалывали по естественным линиям разлома. Для этого рабочие искали трещины в породе, затем делали разметку и забивали клинья, постепенно увеличивая толщину разлома, пока глыба не откалывалась.
Это продолжалось примерно до 15 века, когда для увеличения темпов добычи стали использовать взрывчатку. Но такая технология зачастую приводила к порче структуры камня. Поэтому наряду с ней во многих каменоломнях для получения высококачественного мрамора продолжали пользоваться ручным трудом. Качество добычи шагнуло на новый уровень в конце 19 века, когда стали использовать сначала спиральную металлическую нить, а затем и дисковые пилы.
Настоящая революция произошла в 80-х годах прошлого века, когда применение нашли канатные пилы с алмазным напылением. Этот инструмент позволяет достаточно быстро получать 10-метровые плиты.
Лучше всего эволюцию технологий можно проследить в старых карьерах. Например, в Коелге. Самые верхние слои выработки тут не более метра толщиной. Именно такого размера плиты могли извлекать в начале 20 века. Но по мере приближения к дну карьера распилы становятся все больше, пока не достигают стандартных на сегодня 10 метров в высоту. Глыбы именно такой толщины позволяет получать современный алмазный канатный резак. Благодаря этой технологии добычи мраморные карьеры приобретают характерный рельеф, похожий на имитацию 3D в старых играх.
Сегодня мрамор добывается во многих частях света: есть карьеры в США, России, Средней Азии. Совершенствование технологий разработки месторождений и обработки сырья позволяет снизить процент брака и повысить итоговое качество слэбов. Это позволяет многим странам, в том числе и России, составить достойную конкуренцию исконным монополистам рынка – итальянцам.