Бортовой камень из гранита — высокопрочное и долговечное изделие с низким водопоглощением и высокой морозостойкостью. Он разграничивает территорию и придает законченный вид мощеным участкам, предотвращает подмывание дорожного полотна, загрязнение газонным грунтом.
Установку гранитного бордюра производят для отделения проезжей части на улицах и внутри кварталов, в тоннелях, на мостах и съездах. Камень используют для разделения распределительных полос, разграничения пешеходных зон и газонов. В каждом случае подбирают изделия оптимального размера и формы.
Бортовой камень имеет прямоугольное сечение и выпускается прямой и закругленной по длине формы высотой 200–600 мм, шириной 80-400 мм. Для оборудования въездов на тротуар используют изделия со специальным скосом.
Порядок работ
Установка гранитного бордюра начинается с разметки территории или удаления старого бортового камня. После этого производятся земляные работы. По всему контуру выкапывается траншея, глубина которой рассчитывается с учетом высоты надземной части и толщины подушки. Допуски по ширине делаются с учетом свободного размещения бордюрной конструкции. Обычно с каждой стороны добавляют 1–2 см. Дно траншеи трамбуется и выстилается слоем песка толщиной 20 см и смеси песка и цемента в соотношении 3:1 толщиной 5 см. Компактный камень на твердом грунте цементом можно не укреплять.
Для выравнивания конструкции по высоте между начальной и конечной точками натягивается шнур. По нему поочередно устанавливают бордюрный камень. Неровности устраняют постукиванием молотка. Зазоры засыпают щебнем и песком, смесь утрамбовывают и заливают цементным раствором.
При соблюдении технологии по установке обеспечивается высокая декоративность, функциональность и долговечность гранитного бордюра.